Увлекательная драма в шести актах, играет оркестр, в ролях — красавец Рудольф Валентино, а в сюжете — грандиозный взрыв парохода-гиганта и (внимание!) жуткий момент: захватывающая и опасная схватка на мачте корабля. Так рекламировали один из фильмов в харьковском кинотеатре «Боммер» в первой четверти прошлого столетия. Пятого марта заведение отпраздновало 113-ю годовщину существования.
«Боммер» — один из старейших кинотеатров в Украине и Восточной Европе. Его открыли в 1908 году французы, братья Боммер, владельцы кинобизнеса на территории Российской империи. Заведение пережило присвоение советскими властями, временное закрытие после Октябрьского переворота (почти год здесь работало кабаре «Интим»), Вторую мировую войну. За более чем столетнюю историю оно несколько раз меняло название: «Кинотеатр №5», «Кинотеатр имени Карла Маркса», затем — «имени Дзержинского», «Зустріч». И до сих пор продолжает работать, вернув себе историческое название «Боммер» в 2003 году.
«Люди очень бурно реагировали на новый вид развлечений: могли прыгать, хлопать, топать ногами»
Двухэтажное здание кинотеатра расположено на Полтавском шляхе. Рядом с соседними сооружениями оно выглядит крошечным. Сейчас часть помещений сдается в аренду. Среди кричащих вывесок «Ксерокс» и «Обмен валют» виднеются небольшие афиши фильмов и надпись «Боммер» над входом. Если раньше не были в этом месте, можно легко пройти мимо кинотеатра.
На входе нас встречает директорка «Боммера» Татьяна Настасиенко. Сегодня она — наша экскурсоводка. В фойе часть стен завешена стендами со старинными афишами и вырезками из газет. Останавливаемся рядом с одним: на нечетком черно-белом фото изображено, как выглядело фойе в начале XX столетия.
Это был первый кинотеатр, построенный по специальному проекту именно как кинотеатр, ведь к тому времени в Харькове кинопоказы проходили в обычных помещениях. А "Боммер" имел фешенебельный, шикарный вид: богато украшенное фойе, красивая мебель, картины, декоративные растения», — рассказывает Татьяна.
От холода у директорки краснеют руки: из-за поломки системы отоплением в помещении холодно.
Раньше кинотеатры обустраивали не так, как современные: залы были на первом этаже, а фойе — на втором, там играл оркестр и зрители ожидали сеанс.
«Это связано с тем, что люди очень бурно, эмоционально реагировали на новый вид развлечений: могли прыгать, хлопать, топать ногами. И если бы зал располагался на втором этаже (а здания строились не очень прочными), зрители могли провалиться», — рассказывает наша экскурсоводка.
В кинотеатр после открытия привозили фильмы не только Российской империи, но и иностранные. Этим занималась прокатная контора при заведении. В то же время операторы «Боммера» снимали собственные ленты: хроникальные и художественные. Среди них — «Перенос чудотворной иконы Божьей матери из Куряжского монастыря в харьковский Покровский монастырь», «Открытие Одесской промышленной выставки», «Похороны артиста Кропивницкого». В 1908 году «Боммер» снял первое игровое кино — фильм с длинным названием «Чудо-граммофон, купленный в магазине граммофонов по адресу улица Екатеринославская, 6».
Сначала как художественные фильмы снимались театральные сценки, позже дирекция кинотеатра финансировала производство киноводевиля «Кума Хвеська». К сожалению, фильмы собственного производства «Боммера» утеряны.
«Единственный, который сохранился — "Отъезд бельгийских запасных". Это хроникальный фильм времен Первой мировой войны. Насколько нам известно, он находится в архиве кинофотодокументов в Москве. Хроникальные фильмы местного производства были очень популярны, несмотря на то, что это просто документалистика событий в Харькове. И мы знаем из архивных источников, что экранизации украинских водевилей, народных сценок, обыгранных театральными актерами, также имели успех», — отмечает Татьяна.
«Шедевры мирового немого кино» на большом экране
Подходим к следующей афише. Афиши немых фильмов имеют особый колорит и историческую ценность, показывая, как презентовали ленты в эпоху возникновения кинематографа. В центре плаката большими буквами напечатано название фильма «Дочь корабля», рядом — фотопортрет актера, «мирового артиста-красавца Рудольфа Валентино». А дальше красноречиво описываются детали сюжета американской новинки 1925 года.
Собственно, именно эта афиша подтолкнула руководство заведения к погружению в историю кинотеатра и кинематографа. Так появился новый проект: цикл кинопоказов «Шедевры мирового немого кино».
«Все знают, что существовал такой период в истории, но почему-то большинство людей ассоциируют не<hr/>мое кино с Чарли Чаплиным и его короткометражными комедиями. А на самом деле немое кино стало истоком всех жанров, которые существуют по сей день, определенных режиссерских приемов, особой манеры актерской игры и т. д.», — делится мыслями Татьяна Настасиенко.
Цикл начали с «Дочери корабля». Работники «Боммера» нашли фильм, перевели интертитры на украинский, вмонтировали в оригинал и в феврале 2020 года представили зрителям. В марте должны были показать родоначальника жанра «хоррор» — «Кабинет доктора Калигари», но начался локдаун.
Показы восстановили в сентябре. Всего в подборку шедевров вошли фильмы 1910—1930-х годов. Ленты подбирались так, чтобы представить разные жанры. В частности, здесь есть французская комедия «Лентяй», датская космоопера «Небесный корабль», шведское кино «Призрачный воз» (нечто среднее между фантастикой и фильмом ужасов). В день, когда мы были на экскурсии, в «Боммере» шел сеанс «Ада» — старейшего фильма в подборке. Ленту сняли в Италии в 1911 году к 600-летию выхода «Божественной комедии» Данте Алигьери.
Немое кино в «Боммере» показывают в последний четверг каждого месяца. К фильмам сделали небольшие афиши в аутентичном стиле и разместили в фойе.
Эхо советского прошлого
Путь к кинозалу несколько запутанный: добраться туда можно через второй этаж или отдельный вход из внутреннего двора здания. Нас ведут первым путем. Поднимаемся по широкой лестнице и попадаем в комнату с высоченным потолком, большими квадратными окнами и светлыми стенами. Она напоминает зал в типичном советском доме культуры. Столетие назад именно здесь было то изысканное фойе, которое мы видели на старой фотографии. Примерно в 50-х годах в комнате сделали ремонт и установили второй экран. Сейчас часть помещения сдается в аренду, другую часть кинотеатр отдает под фотовыставки и прочие мероприятия. Их между собой разграничивает массивная штора. Зона для мероприятий с небольшим количеством мебели выглядит несколько пустой.
«В прошлом году до локдауна у нас были четыре экспозиции. Пока мы привлекаем харьковских художников-любителей, так как интересные работы есть не только у профессионалов. Сейчас, к сожалению, выставок нет из-за карантина», — говорит директорка.
Проходим через комнату и спускаемся еще по одним ступеням. Полумрак и отсутствие окон придает лестнице бункерную атмосферу. Еще четыре года назад (до того, как Татьяна Настасиенко стала директором «Боммера») эта лестница была складом ненужных вещей. А войти в зал можно было только с улицы через отдельную дверь, поскольку часть коридора, соединявшую центральный вход с кинозалом, у «Боммера» забрали. Позже лестницу расчистили, привели в порядок стены. Так появился еще один проход.
Перед тем, как попасть в кинозал, мы осмотрели еще одно знаковое помещение «Боммера». За уборной поворачиваем в сторону низкой двери. К ней ведут несколько узких ступеней, от которых остался только металлический каркас. За дверью — старая киноаппаратная. Это небольшое техническое помещение из трех комнат, откуда в советские времена транслировались фильмы на большие экраны. В киноаппаратной царит атмосфера длительного ремонта, который затянулся еще и из-за карантина.
В центре комнаты замечаем два габаритных металлических аппарата, напоминающих букву «Р». Наверху одного из них пылятся бобины с кинопленкой.
«Это с последней модернизации кинотеатра — чехословацкий аппарат "Емео-5". Сейчас их два, раньше было три. Они были установлены примерно в 80-х годах прошлого века и еще лет 10 назад работали. Теоретически они и сейчас могут работать, но их надо существенно ремонтировать, — рассказывает Татьяна. — Раньше фильмы были на пленках. Каждая кинокартина могла состоять из трех, четырех, пяти бобин с пленкой (на одной умещалось примерно 30 минут видео — ред.). Каждую часть заправляли в киноаппарат, другую — во второй. Когда заканчивалась первая часть, включали сразу вторую. На экране было незаметно, что фильм прерывался».
Напротив объективов аппаратов встроены в стену металлические дверцы: они закрывают небольшое прямоугольное стекло в кинозале. Когда дверцы поднимались, их прижимало магнитом, и прибор автоматически транслировал изображение.
Бобина устанавливалась сверху на аппарат, а пленка продевалась вниз через его части. Далее она крепилась к колесу, которое автоматически наматывало пленку на техническую бобину. Когда пленка заканчивалась, механик поднимал дверцу перед соседним устройством, и уже с него шло видео. Одновременно на предыдущем аппарате выключался магнит, и дверцы перед ним падали вниз.
Пока демонстрировалась следующая часть фильма, работник снимал бобину с предыдущего устройства, прикреплял ее к специальному столу, включал педалью мотор и разматывал ленту в исходное состояние, чтобы сложить ее в коробку. В «Боммере» сохранилось несколько таких фильмов.
«У кінотеатру архіву як такого не було. Раніше в кожній області було своє кінопрокатне підприємство, у нас воно називалося “Харківкіно”. Воно отримувало фільми від Держкіно та відправляло їх машинами до існуючих кінотеатрів. Коли закінчувався прокат або не було більше замовлень, коробки з фільмом залишали в “Харківкіно” або відправляли назад. Але так сталося, що коли планували ліквідувати комунальне підприємство, то архів кіноплівок із нього перевезли на зберігання у наш кінотеатр», — каже керівниця «Боммеру».
На жаль, стрічок дорадянського періоду в архіві не збереглося. Але є плівки як 40-х, 50-х років минулого сторіччя, так і ті, що були зняті в незалежній Україні (1998, 2004 років). Переважно це фільми українського виробництва: Національної кіностудії художніх фільмів імені Олександра Довженка, Одеської кіностудії.
Фільми в «Боммері» показують «у цифрі». А відремонтувати кіноапаратну мають намір у знак пошани до історії. Після облаштування кімнати туди планують перенести апаратуру для кінопоказів.
Серце кінотеатру та мінікав’ярня в ямі
З апаратної є ще один вихід: одразу в простору, витягнуту кінозалу (у сучасних кінотеатрах такі зустрінеш нечасто). Стіни кінозали ледь не єдині, які збереглися з часів відкриття «Боммеру».
«Во время Второй мировой войны передняя часть здания, где находится сейчас фойе с выходом на Полтавский шлях, была разрушена. А здесь, где кинозал и лестницы, осталась старая постройка. Если посмотреть на стены кинотеатра со двора, можно увидеть кирпичи царского производства, выложенные своеобразным орнаментом. Кинотеатр спроектировал Борис Корниенко, известный архитектор», — описывает историю сооружения Татьяна.
Визуально помещение похоже на типичный концертный зал в доме культуры, за исключением большого экрана. Красные кресла с откидными сиденьями плотными рядами направлены к нему. Чтобы в холодное время года зрители не мерзли, в потолок вмонтированы большие обогреватели. Сегодня кинозал может с комфортом вместить 132 зрителя, а 110 лет назад комната заполнялась до отказа.
«За один сеанс могли демонстрироваться несколько фильмов. Например, начало было в шесть, кто не успевал — приходил позже, покупал билеты и шел в кинозал. Такова была тогда практика посещения кинотеатра», — объясняет Татьяна.
В те времена продажа билетов не ограничивалась количеством мест — их просто не было. Легенда об их возникновении связана с «Боммером» (по крайней мере, работники кинотеатра в это верят).
«В то время зрители очень заинтересовались кинематографом как новым видом досуга, но культуры поведения еще не было. И вот однажды демонстрировался крутой боевик "Кожаная перчатка", поднялся большой ажиотаж, люди ломились в кинотеатр. Лестница, по которой спускались в зал, была деревянной. Началась толкотня, давка, и лестница обвалились. Некоторые говорят, что даже произошли трагические случаи. И якобы с тех пор, чтобы подобных ситуаций не возникало, в кинотеатрах начали выписывать билеты на отдельные места», — рассказывает директорка.
За рядами кресел ограждено пространство, похоже на оркестровую яму. Работники так и называют его между собой — «ямой». Она образовалась после ремонта примерно 20 лет назад. Тогда в зале было 380 мест для зрителей, а когда начали устанавливать новые ряды с возвышением, оказалось, что последний ряд перекрывает луч проектора. Поэтому количество мест уменьшили, а часть помещения опустили вниз. В перерывах между показами и мероприятиями яму превращают в мини-кофейню, а иногда устраивают авангардные театральные представления.
Нишевый кинотеатр
С 2010-х годов заведение начало отходить от показа массового коммерческого кино в пользу артхаусных, фестивальных лент. В частности здесь проходят Дни национального кино (французского, итальянского, испанского и т. д.). В приоритете также украинские кинокартины.
«Кинотеатр "Боммер" не имеет современного оборудования, которое бы позволило брать премьеры с ходу. Мы можем демонстрировать фильмы только в HD-формате. Фестивальное кино практически всегда в нем выпускается, и очень редко — в защищенном формате (DCP), как, например, голливудские блокбастеры. Поэтому наш недостаток используем как определенное преимущество», — рассказывает, наша экскурсоводка.
«Боммер» подчиняется территориальной общине области, официально он — прибыльное предприятие и должен себя содержать. Кинотеатр пытается зарабатывать на аренде помещений, в частности, для театральных спектаклей и концертов. Но средств не хватает как на завершение ремонта, так и на приобретение нового оборудования. Ситуация ухудшилась с началом пандемии: в прошлом году в апреле пришлось отменить несколько платных мероприятий. Летом и осенью, когда карантин ослабили, кинотеатр восстанавливал работу, но не в полную силу.
«Мы сейчас находимся на 10% в рабочем состоянии. Когда у нас есть что показать зрителям или к нам обращаются с предложением провести спектакль или концерт, мы работаем. Дело в том, что сейчас и фильмов не так много выходит, поэтому мы работаем два-четыре раза в месяц. Очень сложно в таких условиях, потому что мы не можем планировать работу надолго. А это не такой простой процесс, что мы сегодня захотели, а завтра кино показали: нужно время на заключение договоров, рекламу», — продолжает Татьяна Настасиенко.
В планах руководства — превратить «Боммер» в культурный центр и создать в нем мини-музей истории заведения.
Оперативні та перевірені новини з Харкова